После неспешной утренней прогулки по горе Монжуик и традиционного поедания каталонских мандаринов на завтрак, я отправился в фонд Жуана Миро совершенно не представляя чего ждать от этого художника и его картин. Как вам, наверное, уже понятно из заголовка, выбор был между известным всем Пикассо и неизвестным для меня Миро, хотя может быть я не очень внимательно слушал на истории искусств. 

Небольшой спойлер, чтобы подогреть ваш интерес — это просто снос крыши и место «Must See» для всех творческих людей. Попадая в другие музеи и смотря на живопись эпохи Возрождения, на весь этот идеализм с точки зрения техники, цвета, света и всего остального — я хочу спать после второй картины, хотя нет, даже после первой. В фонде я бегал без малого 2 часа, камера грелась от ударов затвора, а силы и мотивация посмотреть все остальное не угасали. Кроме этого — милый внутренний дворик и крыша, с которой открываются очередные крутые виды на Барселону.

Немного о жизни и творчестве

Жоан Миро — каталонский художник, скульптор и график. Его работы можно отыскать по всей Барселоне от терминала аэропорта до известного во всем мире бульвара Ла Рамбла, а также садов и парков, в которых демонстрируются его достижения как скульптора. Чем же он приглянулся именно мне? Во-первых, своим подходом к работе, позицией по отношению к академической школе живописи («Я хочу убить живопись», 1927) и экспериментами. Во-вторых, его слова об искусстве, что очень сильно коррелируют с дизайнерским подходом в моей голове:

Жоан Миро

Я чувствую потребность достижения максимума интенсивности с минимумом средств.

После долгих творческих поисков собственного стиля, Миро пришел к отрицанию общепринятой классификации, поэтому его более поздние работы — это микс абстрактного искусства, кубизма, сюррелиализма, экспрессионизма и фовизма. Всех тех стилей и направлений через которые ему прошлось пройти, чтобы отыскать свой собственный, уникальный язык.

Манера работы художника чувствуется через каждую его работу. Глядя на картины, ты видишь с какой страстью, вдохновением и желанием они были написаны. Вот интересные выдержки из цитаты Эжена Ионеско в специальном номере «Дань уважения Миро, 1972»:

«Когда смотришь на работающего Миро, его лицо, затем на линии, рождающиеся в процессе творчества, создается впечатление, что все освещается одним только чувством, одновременно сдержанным и интенсивным… Он захвачен своим порывом и мы уносимся вместе с ним в его порыв и его взлет. Это довольно редкое явление — находится в присутствии столь живительной и тонизирующей энергии…»

Точка взлета

Картина, которая является точкой взлета карьеры художника — «Ферма», на которой изображена усадьба родителей Миро в Монт-роч-дель-Камп, Каталония. Отчетливо видно, то такая детализация не свойствена ни самому Миро, не предыдущем его работам, но это можно объяснить. Миро закончил Школу изящных искусств Ла-Лонха, но кроме этого учился на бухгалтера в Барселоне и видимо, именно в «Ферме» бухгалтерская дотошность взяла ввехр.

Миро с осторожность относился к искусствоведам и, вероятно, не долюбливал их за то, что те пытались отнести его к различным художественным направлениям. Он старался избегать классификаций и во многих интервью подчеркивал, что хотел бы отказаться от обычных методов живописи и судя по поздним работам, ему это однозначно удалось. 

Будучи противником буржуазного искусства и создания предметов роскоши, он обладал свободным духом, любил экспериментировать и работал в разных областях искусства: от иллюстраций до керамики и скульптуры. 

Автопортрет

Чему можно научится у мастера

У Миро однозначно есть чему поучится и об этом красноречиво говорят факты из его биографии.

Не опускать руки

16 февраля 1917 проходит первая персональная выставка художника, на которой экспонируются более 60 картин в фовистическом стиле, но не одна не была продана.

Не торопиться

С 1918 по 1927 художник продолжает поиски собственного стиля создавая картины то с большей детализацией (Огород с ослом, Следы телеги), то наоброт отходит от реализма в сторону кубизма (Стоящая обнаженная, Стол) и в 1926 постенно выходит на свой собственный стиль — более чистый и абстрактный (Человек, бросающий камень в птицу, Собака, лающая на луну).

Знакомиться и общаться

В 1920 Миро приезжает в Париж и знакомится с Пикассо и другими художниками. Работы Пикассо оказывают на него влияние и, вероятно, подталкивают к дальнейшим поискам.

Верить в себя

В 1921 году начинается работа над знаменитой «Фермой», которая заняла 9 месяцев напряжённой работы, по 7—8 часов каждый день. При всем этом размер полотна не такой большой — 140х122 см. Если верить в себя, то рано или поздно найдется человек, который поверит в тебя также как ты сам. Таким человеком стал Эрнест Хемингуэй, который впоследствии купил «Ферму». Отдельно хочу подчеркнуть слова Хемингуэея о картине: 

Мы бросили кости, я выиграл и внес задаток. За «Ферму» просили пять тысяч франков, и это было на четыре тысячи двести пятьдесят франков больше, чем мне приходилось когда-либо платить за картину. 

Почитайте полную главу, которая должна была войти в произведение писателя «Праздник, который всегда с тобой» об этой картине Миро.

Так почему же не Пикассо

В этом вопросе для меня очень показательна история с Хемингуэем и Миро. Писатель поверил в художника и разглядел в нем ту искреную страсть с которой Миро создавал свои работы. Отношение Хемингуэя к Миро можно резюмировать его же словами: Тогда даже олух поймет, что вы великий художник. 

Я до сих пор придерживаюсь позиции, что абстрактное искусство не просто «да я так тоже могу, только времени нет», а способно вызывать эмоции, рождать ассоциации в мозгу, заставлять думать, строить связи и стимулировать воображение. Таким образом процесс восприятия становится сложнее, запутанней, неоднозначней, но вместе с тем интереснее. Я смотрю на искусство Миро также как Хемингуэй смотрел на его талант. Не скажу, что до конца понимаю и однозначно интерпретирую его картины, если такое вообще возможно, но чувствую, что они вызавают внутри определенные ощущения. Это меня и притягивает.

Пикассо бесподобный и великолепный мастер своего времени и, для меня в том числе. Нет плохих и хороших художников. Каждый из них талантлив там, где нашел себе применение. Я лишь говорю о своём восприятии абстрактного искусства и работ Миро.

После неспешной утренней прогулки по горе Монжуик и традиционного поедания каталонских мандаринов на завтрак, я отправился в фонд Жуана Миро совершенно не представляя чего ждать от этого художника и его картин. Как вам, наверное, уже понятно из заголовка, выбор был между известным всем Пикассо и неизвестным для меня Миро, хотя может быть я не очень внимательно слушал на истории искусств.

Небольшой спойлер, чтобы подогреть ваш интерес — это просто снос крыши и место «Must See» для всех творческих людей. Попадая в другие музеи и смотря на живопись эпохи Возрождения, на весь этот идеализм с точки зрения техники, цвета, света и всего остального — я хочу спать после второй картины, хотя нет, даже после первой. В фонде я бегал без малого 2 часа, камера грелась от ударов затвора, а силы и мотивация посмотреть все остальное не угасали. Кроме этого — милый внутренний дворик и крыша, с которой открываются очередные крутые виды на Барселону.

Немного о жизни и творчестве

Жоан Миро — каталонский художник, скульптор и график. Его работы можно отыскать по всей Барселоне от терминала аэропорта до известного во всем мире бульвара Ла Рамбла, а также садов и парков, в которых демонстрируются его достижения как скульптора. Чем же он приглянулся именно мне? Во-первых, своим подходом к работе, позицией по отношению к академической школе живописи («Я хочу убить живопись», 1927) и экспериментами. Во-вторых, его слова об искусстве, что очень сильно коррелируют с дизайнерским подходом в моей голове:

Жоан Миро

Я чувствую потребность достижения максимума интенсивности с минимумом средств.

После долгих творческих поисков собственного стиля, Миро пришел к отрицанию общепринятой классификации, поэтому его более поздние работы — это микс абстрактного искусства, кубизма, сюррелиализма, экспрессионизма и фовизма. Всех тех стилей и направлений через которые ему прошлось пройти, чтобы отыскать свой собственный, уникальный язык.

Манера работы художника чувствуется через каждую его работу. Глядя на картины, ты видишь с какой страстью, вдохновением и желанием они были написаны. Вот интересные выдержки из цитаты Эжена Ионеско в специальном номере «Дань уважения Миро, 1972»:

«Когда смотришь на работающего Миро, его лицо, затем на линии, рождающиеся в процессе творчества, создается впечатление, что все освещается одним только чувством, одновременно сдержанным и интенсивным… Он захвачен своим порывом и мы уносимся вместе с ним в его порыв и его взлет. Это довольно редкое явление — находится в присутствии столь живительной и тонизирующей энергии…»

Точка взлета

Картина, которая является точкой взлета карьеры художника — «Ферма», на которой изображена усадьба родителей Миро в Монт-роч-дель-Камп, Каталония. Отчетливо видно, то такая детализация не свойствена ни самому Миро, не предыдущем его работам, но это можно объяснить. Миро закончил Школу изящных искусств Ла-Лонха, но кроме этого учился на бухгалтера в Барселоне и видимо, именно в «Ферме» бухгалтерская дотошность взяла ввехр.

Миро с осторожность относился к искусствоведам и, вероятно, не долюбливал их за то, что те пытались отнести его к различным художественным направлениям. Он старался избегать классификаций и во многих интервью подчеркивал, что хотел бы отказаться от обычных методов живописи и судя по поздним работам, ему это однозначно удалось. 

Будучи противником буржуазного искусства и создания предметов роскоши, он обладал свободным духом, любил экспериментировать и работал в разных областях искусства: от иллюстраций до керамики и скульптуры. 

Автопортрет

Чему можно научится у мастера

У Миро однозначно есть чему поучится и об этом красноречиво говорят факты из его биографии.

Не опускать руки

16 февраля 1917 проходит первая персональная выставка художника, на которой экспонируются более 60 картин в фовистическом стиле, но не одна не была продана.

Не торопиться

С 1918 по 1927 художник продолжает поиски собственного стиля создавая картины то с большей детализацией (Огород с ослом, Следы телеги), то наоброт отходит от реализма в сторону кубизма (Стоящая обнаженная, Стол) и в 1926 постенно выходит на свой собственный стиль — более чистый и абстрактный (Человек, бросающий камень в птицу, Собака, лающая на луну).

Знакомиться и общаться

В 1920 Миро приезжает в Париж и знакомится с Пикассо и другими художниками. Работы Пикассо оказывают на него влияние и, вероятно, подталкивают к дальнейшим поискам.

Верить в себя

В 1921 году начинается работа над знаменитой «Фермой», которая заняла 9 месяцев напряжённой работы, по 7—8 часов каждый день. При всем этом размер полотна не такой большой — 140х122 см. Если верить в себя, то рано или поздно найдется человек, который поверит в тебя также как ты сам. Таким человеком стал Эрнест Хемингуэй, который впоследствии купил «Ферму». Отдельно хочу подчеркнуть слова Хемингуэея о картине: 

Мы бросили кости, я выиграл и внес задаток. За «Ферму» просили пять тысяч франков, и это было на четыре тысячи двести пятьдесят франков больше, чем мне приходилось когда-либо платить за картину. 

Почитайте полную главу, которая должна была войти в произведение писателя «Праздник, который всегда с тобой» об этой картине Миро.

Так почему же не Пикассо

В этом вопросе для меня очень показательна история с Хемингуэем и Миро. Писатель поверил в художника и разглядел в нем ту искреную страсть с которой Миро создавал свои работы. Отношение Хемингуэя к Миро можно резюмировать его же словами: Тогда даже олух поймет, что вы великий художник. 

Я до сих пор придерживаюсь позиции, что абстрактное искусство не просто «да я так тоже могу, только времени нет», а способно вызывать эмоции, рождать ассоциации в мозгу, заставлять думать, строить связи и стимулировать воображение. Таким образом процесс восприятия становится сложнее, запутанней, неоднозначней, но вместе с тем интереснее. Я смотрю на искусство Миро также как Хемингуэй смотрел на его талант. Не скажу, что до конца понимаю и однозначно интерпретирую его картины, если такое вообще возможно, но чувствую, что они вызавают внутри определенные ощущения. Это меня и притягивает.

Пикассо бесподобный и великолепный мастер своего времени и, для меня в том числе. Нет плохих и хороших художников. Каждый из них талантлив там, где нашел себе применение. Я лишь говорю о своём восприятии абстрактного искусства и работ Миро.


Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!