Профессиональные компромиссы и отсутсвие принципов делового сотрудничества, кажется, безобидные вещи, но именно они способны по кирпичикам растащить вашу карьеру, амбиции и морально-этический фундамент. Поэтому у дизайнера должны этические принципы, определяющие его стратегию сотрудничества с клиентами.

Как дизайнеры разрушают общество

Личный опыт

История зарождения ценностных ориентиров в профессиональной деятельности берет начало практически на самом старте моей карьеры. Первый раз я споткнулся на этикетке фальшивой Coca-Cola, которую мне положили на стол с формулировкой «Надо также и без лишних вопросов» в одном из провинциальных рекламных агентств. Я всегда страдал ортодоксальным перфекционизмом, от которого до сих пор пытаюсь избавится, но иногда он догоняет меня и дает пинка в виде издержек по проекту. Немудрено, что с таким «профессиональным» качеством, исполнителем этой работы выбрали именно меня. Разливали эту «колу» предпреимчивые «южане» в соседнем подвале. Сделал. Осмыслив содеянное, понял, что остался неприятный осадок, который в день зарплаты благополучно сошел на нет. Второй раз споткнулся об упаковку мыла, которое было сварено все теми же «гостями с юга». На этот раз осадок остался даже после зарплаты.

В то время я читал книгу Дэвида Бермана «Do good design: как дизайнеры могут изменить мир». На задней стороне обложки была цитата Роберта Л. Петерса «Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее». Это была одна из первых книг, которую я прочитал и, отчасти, именно она изменила мое понимание роли дизайнера в обществе и его степень отвественности. У Андрея Зубрилова есть термин «Радиус заботы». Применительно к этой статье я буду опираться на модель Андрея, но позволю себе перефразировать сам термин. Давайте обозначим его как «Радиус отвественности».

Радиус ответственности

Классическая схема личного радиуса ответсвенности выглядит так: Я, Семья, Бизнес, Страна, Мир. В профессиональной же сфере нужно кардинально поменять порядок:

Дизайнер и зона влияния

1. Бизнес. Ответственность за удачную (результативную) коммуникация с целевой группой или коммерчески успешный проект.
2. Страна. Ответственность за смысловое поле коммуникации. Не идет в разрез с моральными нормами общества.
3. Мир (Природа). Ответственность за рациональное использование природных ресурсов и сохранение общечеловеческих ценностей.
4. Семья и Я. Косвенная ответственность за влияние результатов труда на семью и/или близкое окружение.

Мы не можем поставить на первое место Страну, Семью или Мир, потому что получится попытка перевоспитать/улучшить общество за счет средств бизнеса. Этим может промышлять меценат или филантроп, но никак не среднестатистический владелец бизнеса. Дизайнер это ремесленник с творческим подходом, поэтому главная утилитарная задача — коммуникация с аудиторией для извлечения прибыли бизнесом, а потом уже все остальное. Искусство в работе дизайнера — сделать так, чтобы проект отвечал сразу нескольким критериям:

1. Решал задачи бизнеса
2. Не оказывал пагубного влияние на общество (семью, страну, мир)
3. Говорил о важном, обращал внимание на проблемы
4. Удовлетворял амбиции дизайнера с точки зрения эстетики

И если вернуться к моей ситуации, то хотел бы я, чтобы мои дети употребляли подпольный лимонад? Нет. Поэтому решения, принимаемые нами в профессиональной деятельности, влияют не только на размер денежной компенсации, которую мы с вами получаем, но и на будущее наших детей и общества в целом. Отказываясь от проектов, оказывающих негативное влияние на общество, мы трансформируем и сам бизнес — собственники понимают, что время «продать и заработать» проходит, но наступает новое время — где нужно нести отвественность за свои действия, чтобы обрести лояльную аудиторию.

Вчерашний дизайнер-студент мыслит в первую очередь категориями красоты и денег, которые за эту красоту можно получить. Плевать он хотел на социальную ответственность, а потому никаких морально-этических принципов на старте карьеры нет. Хотел было написать, что и не может быть, но все не так однозначно. За формирование ответственного подхода дизайнера к рабочему процессу ответственна система образования, которая обучает чему угодно — пропедевтике, технологиям, софт-скилам, — но только не этике и социальной отвественности. Я изучал дизайн в разных школах и мастерских, но нигде не про это слышал. Было одно исключение — мастерская Владимира Чайки, где на одном из занятий мы обсуждали нечто подобное.

Как определить свои этические ориентиры

Для этого дизайнер не должен искать какое-то специфическое правило или методологию. Здесь также не может быть универсального рецепта. Каждый человек неравнодушен к какой-то проблеме, например:

Загрязнение окружающей среды — не работаете с компаниями по производству пластиковой упаковки.
Чистота мирового океана — тот же пластик и нефтедобывающие компании.
Защита животных — не сотрудничаете с производителями одежды и косметики, которую тестируют на животных.
Социальная деградация — отказываете бизнесу в сфере развлечений (онлайн-казино, порнография)

Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее

Роберт Л. Петерс

Можно руководствоваться не только общемировыми проблемами, но и личными. Например, от курения умер родственник и это сформировало у вас четкую позицию относительно табака — трансформируйте это в свой этический принцип. Этим вы не просто «встанете в позу», но повысите собственную значимость. Несправедливость в жизни трансформирует отношение к миру и проблемам в нем, но это не только трансформация ради трансформации. Это трансформация ради изменения общества.

Общество трансформирует вас, вы его — процесс обоюдный. Это нужно, как минимум, для поддержания баланса во Вселенной. Не будет баланса, жажда наживы перевесит здравый смысл и покрамсает все этические ориентиры.

Профессиональные компромиссы и отсутсвие принципов делового сотрудничества, кажется, безобидные вещи, но именно они способны по кирпичикам растащить вашу карьеру, амбиции и морально-этический фундамент. Поэтому у дизайнера должны этические принципы, определяющие его стратегию сотрудничества с клиентами.

Как дизайнеры разрушают общество

Профессиональные компромиссы и отсутсвие принципов делового сотрудничества — кажется, безобидные вещи, но именно они способны по кирпичикам растащить вашу карьеру, амбиции и морально-этический фундамент. Поэтому дизайнер должен иметь этические принципы, определяющие его стратегию сотрудничества с клиентами.

Личный опыт

История зарождения ценностных ориентиров в профессиональной деятельности берет начало практически на самом старте моей карьеры. Первый раз я споткнулся на этикетке фальшивой Coca-Cola, которую мне положили на стол с формулировкой «Надо также и без лишних вопросов» в одном из провинциальных рекламных агентств. Я всегда страдал ортодоксальным перфекционизмом, от которого до сих пор пытаюсь избавится, но иногда он догоняет меня и дает пинка в виде издержек по проекту. Немудрено, что с таким «профессиональным» качеством, исполнителем этой работы выбрали именно меня. Разливали эту «колу» предпреимчивые «южане» в соседнем подвале. Сделал. Осмыслив содеянное, понял, что остался неприятный осадок, который в день зарплаты благополучно сошел на нет. Второй раз споткнулся об упаковку мыла, которое было сварено все теми же «гостями с юга». На этот раз осадок остался даже после зарплаты.

В то время я читал книгу Дэвида Бермана «Do good design: как дизайнеры могут изменить мир». На задней стороне обложки была цитата Роберта Л. Петерса «Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее». Это была одна из первых книг, которую я прочитал и, отчасти, именно она изменила мое понимание роли дизайнера в обществе и его степень отвественности. У Андрея Зубрилова есть термин «Радиус заботы». Применительно к этой статье я буду опираться на модель Андрея, но позволю себе перефразировать сам термин. Давайте обозначим его как «Радиус отвественности».

Радиус ответственности

Классическая схема личного радиуса ответсвенности выглядит так: Я, Семья, Бизнес, Страна, Мир. В профессиональной же сфере нужно кардинально поменять порядок:

Дизайнер и зона влияния

1. Бизнес. Ответственность за удачную (результативную) коммуникация с целевой группой или коммерчески успешный проект.
2. Страна. Ответственность за смысловое поле коммуникации. Не идет в разрез с моральными нормами общества.
3. Мир (Природа). Ответственность за рациональное использование природных ресурсов и сохранение общечеловеческих ценностей.
4. Семья и Я. Косвенная ответственность за влияние результатов труда на семью и/или близкое окружение.

Мы не можем поставить на первое место Страну, Семью или Мир, потому что получится попытка перевоспитать/улучшить общество за счет средств бизнеса. Этим может промышлять меценат или филантроп, но никак не среднестатистический владелец бизнеса. Дизайнер это ремесленник с творческим подходом, поэтому главная утилитарная задача — коммуникация с аудиторией для извлечения прибыли бизнесом, а потом уже все остальное. Искусство в работе дизайнера — сделать так, чтобы проект отвечал сразу нескольким критериям:

1. Решал задачи бизнеса
2. Не оказывал пагубного влияние на общество (семью, страну, мир)
3. Говорил о важном, обращал внимание на проблемы
4. Удовлетворял амбиции дизайнера с точки зрения эстетики

И если вернуться к моей ситуации, то хотел бы я, чтобы мои дети употребляли подпольный лимонад? Нет. Поэтому решения, принимаемые нами в профессиональной деятельности, влияют не только на размер денежной компенсации, которую мы с вами получаем, но и на будущее наших детей и общества в целом. Отказываясь от проектов, оказывающих негативное влияние на общество, мы трансформируем и сам бизнес — собственники понимают, что время «продать и заработать» проходит, но наступает новое время — где нужно нести отвественность за свои действия, чтобы обрести лояльную аудиторию.

Вчерашний дизайнер-студент мыслит в первую очередь категориями красоты и денег, которые за эту красоту можно получить. Плевать он хотел на социальную ответственность, а потому никаких морально-этических принципов на старте карьеры нет. Хотел было написать, что и не может быть, но все не так однозначно. За формирование ответственного подхода дизайнера к рабочему процессу ответственна система образования, которая обучает чему угодно — пропедевтике, технологиям, софт-скилам, — но только не этике и социальной отвественности. Я изучал дизайн в разных школах и мастерских, но нигде не про это слышал. Было одно исключение — мастерская Владимира Чайки, где на одном из занятий мы обсуждали нечто подобное.

Как определить свои этические ориентиры

Для этого дизайнер не должен искать какое-то специфическое правило или методологию. Здесь также не может быть универсального рецепта. Каждый человек неравнодушен к какой-то проблеме, например:

Загрязнение окружающей среды — не работаете с компаниями по производству пластиковой упаковки.
Чистота мирового океана — тот же пластик и нефтедобывающие компании.
Защита животных — не сотрудничаете с производителями одежды и косметики, которую тестируют на животных.
Социальная деградация — отказываете бизнесу в сфере развлечений (онлайн-казино, порнография) и так далее…


Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее © Роберт Л. Петерс


Можно руководствоваться не только общемировыми проблемами, но и личными. Например, от курения умер родственник и это сформировало у вас четкую позицию относительно табака — трансформируйте это в свой этический принцип. Этим вы не просто «встанете в позу», но повысите собственную значимость. Несправедливость в жизни трансформирует отношение к миру и проблемам в нем, но это не только трансформация ради трансформации. Это трансформация ради изменения общества.

Общество трансформирует вас, вы его — процесс обоюдный. Это нужно, как минимум, для поддержания баланса во Вселенной. Не будет баланса, жажда наживы перевесит здравый смысл и покрамсает все этические ориентиры.